ТОВ «Аптечный склад медичної академії» ТОВ «Аптечный склад медичної академії» ТОВ «Аптечный склад медичної академії»

Оптовий продаж
ліків, товарів медичного призначення,
косметики, медичної техніки,
дитячого та лікувального харчування

 
 

 

Дистрибуція

 

Маркетинг

 


Профилактика и коррекция послеоперационных когнитивных дисфункций у больных пожилого возраста

Методы исследования
когнитивных функций у пожилых больных

Для оценки когнитивных функций разные авторы используют различные методики исследования. Так, для исследования типологических свойств нерв­ной системы (сила нервной системы, баланс нервных процессов, подвижность нервных процессов) применяется методика Е.П. Ильина (1978). Для повышения надежности диагностики типологических особенностей нервной системы, исследование повторяют не менее четырех раз и, при отсутствии разброса в результатах, пациента относят к конкретной типологической группе.

К общепринятым психометрическим методикам относятся следующие: объем внимания и концентрация внимания изучаются с помощью корректурной пробы; переключение внимания – с помощью методики Шульте; избиратель­ность внимания – с помощью методики Мюнстерберга; произвольное внимание – методика "расстановки чисел"; оперативная память – метод Векслера; кратко­времен­ная память и память на образы – метод Эббингауза; логическое мышле­ние изучается с помощью методики "закономерности числового ряда"; для изучения интеллектуальной лабильности используют "методику интел­лек­туальной лабильности", а способность к классификации и анализу – с помощью методики "исключение понятий". Оценка астенического состояния проводят по шкале Е.В.Малковой (1980), нервно-психическое напряжение – по опроснику Т.А.Немчина (1983) [44].

В клинической практике для оценки когнитивных функций у лиц пожилого возраста наиболее часто используются методики, позволяющие опе­ра­тивно и в сжатые сроки определить состояние разных психических процессов у этой категории больных.

К числу таких методик относятся:

  • Методики Е. Крепелина и Шульте для исследования особенностей внимания, работоспособности, когнитивного темпа;

  • Методика А. Лурия для исследования слухоречевой памяти;

  • Тест рисования часов для исследования зрительной памяти;

  • Методики «Исключения понятий», «Классификации», «Простые и сложные аналогии» для исследования особенностей мышления.

Эти методики достаточно просты в применении и информативны, однако существенным недостатком их при работе с лицами пожилого возраста является отсутствие нормативных показателей для данного возрастного контин­гента.

За рубежом определение когнитивных способностей у геронтологических больных проводится в основном с помощью тех тестов интеллекта, которые применяются при обследовании и более молодых возрастных групп, однако, как правило, эти тесты имеют шкалу оценок для пожилого возраста. Это «Тест интеллекта для взрослых Векслера», рассчитанный на лиц в возрасте до 74 лет, «Краткий тест общего уровня переработки информации» со шкалой оценки результатов до 65 лет, тест «Прогрессивных матриц Равена», который широко используется в работе с пожилыми людьми, особенно в тех случаях когда у них имеются неврологические и речевые расстройства [45, 46].

Тест «Прогрессивных матриц Равена» был использован в качестве основ­ного психодиагностического инструмента для оценки когнитивных функций пожилых людей и в нашей клинике.

Данная методика имеет целый ряд преимуществ по сравнению с теми методиками, которые традиционно используются в клинике для диагностики когнитивных характеристик у пожилых людей:

  1. Эта методика валидна, надёжна, проста в проведении и не требует специ­альной подготовки врача-клинициста для проведения исследования.

  2. Она стандартизирована для лиц пожилого возраста.

  3. Эта методика относится к категории невербальных, что даёт возможность использовать её при обследовании пожилых лиц с любым языковым и социокультурным фоном.

  4. При выполнении тестовых заданий проявляются такие психические про­цес­сы как восприятие, внимание, мышление, что позволяет получить достаточно полную общую картину о состоянии высших психических функций человека и оценить его невербальный интеллект.

  5. Методика даёт возможность получить качественную оценку когнитивных показателей и их динамику при выполнении заданий различной категории сложности.

Тест «Прогрессивных матриц Равена» состоит из 60 матриц или композиций с пропущенными элементами. Тест построен по принципу «про­грес­сивности», который заключается в том, что выполнение предшествующих заданий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению более трудных тестовых программ. В результате тестирования происходит подго­товка и обучение человека решению сложных тестовых заданий.

Тест состоит из 5 серий, каждая из которых выполняет свою диагности­ческую функцию, начиная от оценки особенностей восприятия человека до оценки его аналитико-синтетических мыслительных процессов.

Для проведения исследования когнитивных функций у лиц пожилого возраста в условиях нашей клиники данная методика была разделена на 2 равных по сложности варианта с целью исключения заучивания заданий и привыкания к ним при повторных исследованиях. Кроме того, оценочная шкала теста Равена была модифицирована с учетом ряда особенностей данного кон­тин­гента больных и для более дифференцированного анализа состояния когни­тивных функций у пожилых людей в разных послеоперационных периодах.

Таким образом, шкала оценки когнитивных функций у лиц пожилого возраста получила следующие критерии:

  • 90 и более % правильно решенных заданий – очень высокий уровень показателей психических процессов;

  • 75 – 89 % правильно решенных заданий – высокий уровень;

  • 55 – 74 % – уровень показателей психических процессов выше среднего;

  • 45 – 54 % – средний уровень;

  • 25 – 44 % – уровень показателей психических процессов ниже среднего;

  • 10 – 24 % – низкий уровень показателей психических процессов;

  • 0 – 9 % – очень низкий уровень.

Кроме того, для оценки характера нарушения психических процессов и динамики их восстановления нами был проведен качественный анализ ошибок, сделанных больными при выполнении тестовых заданий.

Были выделены следующие типы ошибок:

  1. Ошибки на внимание и восприятие, сделанные с визуальной способ­ностью различать одномерные изменения в изображении.

  2. Ошибки на сложное восприятие, связанные со способностью линейной дифференциации и нахождения взаимосвязи между элементами фигур.

  3. Ошибки на построение конкретных умозаключений, связанные со спо­соб­ностью исследования плавных изменений в пространстве.

  4. Ошибки на построение абстрактных умозаключений, связанные со спо­соб­ностью постигать закономерность сложных перемен в про­странстве.

  5. Ошибки на построение высшей формы абстракции и динамического синтеза, связанные со способностью к аналитико-синтетической мысли­тельной деятельности.

С целью выявления влияния на состояние когнитивных функций у боль­ных, как самого вида анестезии, так и примененных фармакологических препа­ратов для оценки их нейропротективного действия вышеуказанные критерии определяли до операции (исходный фон) и после оперативного вмешательства в ранний и ранний отдаленный послеоперационный периоды:

  1. До операции

  2. На 5-е сутки после операции

  3. На 10-е сутки после операции

  4. На 30-е сутки после операции.

Нейропротективная терапия начиналась до операции или в первые минуты после ее окончания в зависимости от используемого фармако­логического препарата.


44. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: Медпресс. - 2001. - 522 с.

45. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. С-Пб.: Питер. - 1998. - 528 с.

46. Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство для "Прогрессивных матриц Равена" и словарных шкал. Пер. с англ. М.: Когита-центр, 2002. - 80 с.




Ліцензія Державної інспекції з контролю якості лікарських засобів МОЗ України з оптової торгівлі лікарськими засобами АВ №528116
2024 ТОВ "Аптечний склад медичної академії"  * webmaster