Пациенты и методы
    Сравнивались клинико-функциональные показатели развития 170
    пациентов разного возраста (от первых месяцев жизни до 18 лет) с
    перинатальным неблагополучием в анамнезе и различными исходами
    поражения нервной системы при добавлении Элькара к комплексной
    традиционной терапии. Дозы препарата были индивидуальны,
    соотносились с возрастом и состоянием ребенка, его реакцией на
    лекарство. При назначении Элькара ориентировались на средние
    возрастные дозы: у детей до 1 года – до 225 мг/сут, от 1 года до
    3 лет – до 300 мг/сут, от 3 до 7 лет – до 1000 мг/сут, у пациентов
    старшего возраста – до 2000 мг/сут. Препарат назначали с учетом
    физиологической суточной биоритмической активности в первой
    половине дня (как правило, до завтрака и перед обедом).
    Длительность курсов определялась состоянием пациентов в каждом
    случае индивидуально, но не менее 1 мес. В отдельных случаях
    Элькар назначался почти непрерывно в течение полугода с
    возобновлением приема после небольших перерывов (2-3 мес).
    Контрольные сроки обследований составляли 1, 3 и 6 мес с катамнезом
    наблюдения от 6 мес до 2 лет.
    Распределение детей по группам проведено по ведущему синдрому в
    нарушении развития: двигательной недостаточности,
    вегетативно-диэнцефальной дисфункции, расстройств
    эмоционально-волевой сферы, адаптации и поведения. Отдельно
    выделена группа детей первого года жизни. Нозологические формы и
    патологические состояния в группах были представлены: 1) различными
    синдромами перинатальной энцефалопатии у детей первого года жизни;
    2) детскими церебральными параличами (ДЦП) и другими органическими
    поражениями ЦНС вследствие нейроинфекций, травм и пороков развития;
    3) диэнцефальной дисфункцией, в том числе синдромами
    вегетодистонии, нарушениями обмена веществ и полового развития; 4)
    неврозоподобными реакциями и состояниями; 5) гипердинамическим
    синдромом, в том числе с дефицитом внимания; 6) атипичным аутизмом
    и другими состояниями с аутистическими проявлениями; 7)
    патохарактерологическими реакциями и формированиями личности
    (табл. 1).
    Основными методами исследования были клинический
    (невролого-психологический) и электроэнцефалографический (ЭЭГ).
    Клиническое обследование включало анализ анамнестических сведений,
    жалоб, динамики состояния на фоне лечения с оценкой
    неврологического статуса. По показаниям проводились
    дополнительные диагностические исследования (ультразвуковые,
    магнитно-резонансная томография головного мозга,
    электронейромиография, вызванные потенциалы разной модальности,
    аудиометрия, офтальмологическое и генетическое обследования, ЭКГ).
    Учитывались также результаты консультаций психиатра, эндокринолога,
    гинеколога, ортопеда и других специалистов.
    В соответствии с возрастом детей использовались методики нейро-
    и патопсихологии О.В.  Баженовой, Е.И.  Морозовой, А.Р.  Лурии,
    С.Я.  Рубинштейн [16-19]. Определялась структура нарушения
    психического развития на основе качественно-количественной оценки
    эмоционально-мотивационных особенностей, устойчивости
    деятельности (общая нейродинамика), состояния высших
    регуляторных (планирование и контроль деятельности) и частных
    психических процессов (гнозис, зрительная и слухоречевая память,
    речь, праксис и т.п.). В дополнение к методике О.В.Баженовой нами
    введена интегральная оценка развития у детей первого года жизни
    (сумма баллов показателей отдельных сфер психического
    реагирования).
    ЭЭГ-исследование проводилось на 16-канальном компьютерном
    энцефалографе «Dantec Сoncerto» с визуальным анализом данных
    естественного сна и бодрствования у детей раннего возраста, а у
    детей старше 3 лет – спокойного бодрствования и при функциональных
    нагрузках (закрывание – открывание глаз, фото- и фоностимуляция,
    гипервентиляция в соответствии со стандартными методическими
    требованиями к проведению проб). Для количественного анализа нами
    разработана 4-балльная оценка ЭЭГ-параметров (характеристик
    основного коркового ритма, его мощности, амплитуды и частоты,
    зональных различий, степени и локализации ирритативных процессов,
    наличия и выраженности патологических видов активности, характера
    реакций на функциональные нагрузки): 1 балл – грубые, 2 –
    выраженные, 3 – умеренные нарушения, 4 – соответствие норме по
    количественным и качественным характеристикам. Сумма баллов
    является интегральным количественным ЭЭГ-показателем.
Таблица 1. Распределение детей по группам, возрасту и полу
    
        | 
             Нозологические формы и патологические состояния 
         | 
        
             Количество детей в группе, соотношение мальчики: девочки 
         | 
        
             Распределение детей в группе по возрасту 
         | 
    
    
        | 
             до 12 мес 
         | 
        
             1-3 года 
         | 
        
             3-7 лет 
         | 
        
             7-10 лет 
         | 
        
             10-15 лет 
         | 
        
             > 15 лет 
         | 
    
    
        | 
             Перинатальное поражение нервной с-мы 
         | 
        
             17 (8 : 9) 
         | 
        
             17 
         | 
        
               
         | 
        
                
         | 
        
                
         | 
        
                
         | 
        
                
         | 
    
    
        | 
             
                ДЦП и другие органические поражения ЦНС вследствие
                нейроинфекций, травм и пороков развития
             
         | 
        
             47 (32 : 15) 
         | 
        
             1 
         | 
        
             5 
         | 
        
             6 
         | 
        
             5 
         | 
        
             22 
         | 
        
             8 
         | 
    
    
        | 
             
                Диэнцефальная дисфункция, в т.ч. синдромы
                вегетодистонии, нарушений обмена веществ и полового развития
             
         | 
        
             36 (4 : 32) 
         | 
        
                
         | 
        
               
         | 
        
             2 
         | 
        
             6 
         | 
        
             7 
         | 
        
             21 
         | 
    
    
        | 
             Неврозоподобные реакции и состояния 
         | 
        
             37 (21 : 16) 
         | 
        
               
         | 
        
             4 
         | 
        
             12 
         | 
        
             8 
         | 
        
             10 
         | 
        
             3 
         | 
    
    
        | 
             
                Гипердинамический синдром, в том числе с дефицитом
                внимания
             
         | 
        
             7 (5 :  2) 
         | 
        
               
         | 
        
             2 
         | 
        
                
         | 
        
             2 
         | 
        
             3 
         | 
        
                
         | 
    
    
        | 
             
                Атипичный аутизм и другие состояния с
                аутистическими проявлениями
             
         | 
        
             17 (11 : 6) 
         | 
        
                
         | 
        
               
         | 
        
             11 
         | 
        
             2 
         | 
        
             4 
         | 
        
                
         | 
    
    
        | 
             Патохарактерологические реакции 
         | 
        
             9 (6 : 3) 
         | 
        
               
         | 
        
             2 
         | 
        
             3 
         | 
        
             2 
         | 
        
             1 
         | 
        
             1 
         | 
    
    
        | 
             Итого: 
         | 
        
             170 (87 : 83) 
         | 
        
             18 
         | 
        
             13 
         | 
        
             34 
         | 
        
             25 
         | 
        
             47 
         | 
        
             33 
         | 
    
 
    Действие Элькара оценивали при динамических
    клинико-энцефалографических обследованиях. Статистическая
    обработка данных проведена с использованием пакета программ SPSS v
    10.0.05 для Windows. Исследование проходило в отделении
    восстановительного лечения детей с церебральными параличами
    Научного центра здоровья детей РАМН на базе 18-й детской
    психоневрологической больницы, Центра
    психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» г. Москвы,
    благотворительного общества помощи аутичным детям «Добро».