ТОВ «Аптечный склад медичної академії» ТОВ «Аптечный склад медичної академії» ТОВ «Аптечный склад медичної академії»

Оптовий продаж
ліків, товарів медичного призначення,
косметики, медичної техніки,
дитячого та лікувального харчування

 
 

 

Дистрибуція

 

Маркетинг

 


Профилактика и коррекция послеоперационных когнитивных дисфункций у больных пожилого возраста

Представление
о когнитивных функциях

Когнитивные функции связаны с интегративной деятельностью голов­ного мозга в целом.

Под когнитивными функциями следует понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира [11].

К когнитивным функциям относятся:

  • память,
  • гнозис,
  • речь,
  • праксис,
  • интеллект

Память – это способность головного мозга усваивать, сохранять и воспро­изводить необходимую для текущей деятельности информацию, Выраженные нарушения памяти на события жизни принято обозначать термином «амнезия».

Гнозисом называется функция восприятия информации, ее обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы. Нарушения гнозиса принято обозначать термином «агнозия».

Речь – это способность обмениваться информацией с помощью высказы­ваний. Нарушение речи обозначается термином «афазия».

Праксис – это способность приобретать, сохранять и использовать разно­об­раз­ные двигательные навыки. Нарушение праксиса обозначается термином «апраксия».

Интеллект – это способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способ­ности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом [11, 12, 13].

Недостаточность когнитивных функций проявляется нарушением памяти, речи, счета, пространственно-временной ориентации, снижением способности к абстрактному мышлению, признаками замедления мышления.

Для оценки когнитивных функций используются нейропсихологические методы исследования, представляющие собой различные тесты и пробы на запо­минание и воспроизведение слов и рисунков, узнавание образов, решение интеллектуальных задач, исследование движений и др.

Когнитивные нарушения делятся на легкие, умеренные и тяжелые.

Под легкими когнитивными нарушениями подразумевают невыраженные затруднения в повседневной деятельности, связанные в основном с нарушением запо­минания нового материала.

Умеренные когнитивные нарушения характеризуются значительными затруд­нениями в повседневной деятельности с сохранением памяти лишь на хоро­шо заученную или личную информацию.

Тяжелые когнитивные нарушения проявляются неспособностью запоми­нать новую информацию, а также воспроизводить уже имеющуюся.

В последнее время среди легких когнитивных нарушений в пожилом воз­расте выделяют нарушения, которые определяются относительно новым терми­ном – умеренные когнитивные расстройства (УКР). Под этим термином принято понимать нарушение памяти и других высших мозговых функций, как правило, у пожилого человека, которые выходят за рамки возрастной нормы, но не приводят к социальной дезадаптации (развитию деменции) [14].

Термин «умеренные когнитивные расстройства» (англ.: mild cognitive impartment) был включен в Десятый пересмотр Международной классификации болезни, как самостоятельная диагностическая позиция [14].

Согласно рекомендациям МКБ-10 такой диагноз может быть выставлен при наличии следующих проявлений [15]:

  • снижение памяти, внимания или способности к обучению;
  • жалобы больного на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы;
  • нарушения памяти и других высших мозговых функций не вызывает деменцию и не связаны с делирием;
  • указанные расстройства имеют органическую природу.

Умеренные когнитивные расстройства, по определению, не связаны только с возрастными изменениями головного мозга или с дисметаболическими рас­строй­ствами, вторичными по отношению к соматическим заболеваниям или эндо­генным интоксикациям. Этот термин также не приложим к психогенным когни­тивным нарушениям в рамках депрессии или других психических рас­стройств, не имеющих известной органической природы.

По некоторым данным распространенность умеренных когнитивных расстройств колеблется в пределах от 40 до 80% в зависимости от возраста [16], но требует дальнейшего уточнения.

Сведения о частоте встречаемости синдрома УКР в пожилом возрасте в настоящее время базируются в основном на результатах двух больших эпидемиологических исследований, проведенных в Канаде и Италии: Канадское исследование Здоровья при Старении (Canadian Study of Health and Aging, 1997) и Итальянское Лонгитюдинальное Исследование Старения (Italian Longitudinal Study of Aging, 2000).

Этими исследованиями были выявлены у 11-17% пожилых и старых людей когнитивные нарушения, которые выходили за пределы возрастной нормы, но не достигали выраженной деменции. Согласно полученным данным риск развития синдрома УКР в возрасте старше 65 лет в течение одного года составляет 5%, за 4 года наблюдения – 19%. При этом в большинстве случаев это состояние носило прогрессирующий характер. Наблюдение за пациентами с выявленным синдромом УКР показало, что у 15% из них в течение одного года развивается деменция, что было достоверно чаще, чем в общей популяции пожилых людей. За 4 года наблюдения синдром УКР трансформировался в деменцию в 55-70% случаев [17].

Приведенные выше данные указывают на важность оценки когнитивных функций у больных пожилого возраста, особенно в случаях, когда они под­вергаются оперативному вмешательству или воздействию другого стрессового фактора. Это может усугублять уже имеющиеся исходные нарушения и сопровождающиеся развитием послеоперационной когнитивной дисфункции (ПОКД) в ближайшем послеоперационном периоде с ухудшением качества жизни больного в отдаленном периоде [8].

Высказанное обуславливает необходимость не только выбора наиболее оптимальных вариантов анестезии, но и проведения профилактических мер, направленных на сохранение исходного состояния когнитивных функций, а также своевременной коррекции их в случае развития когнитивной дис­функции.


11. Lezak M.D. Neuropsychology assessment // N.Y. University Press. - 1983. - P.768.

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека // М.: Изд-во МГУ, 1969.

13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии // М.: Изд-во МГУ, 1973.

14. Яхно Н.Н., Захаров В.В. Легкие когнитивные расстройства в пожилом возрасте // Неврологический журнал. - 2004. - Т.9, №1. - С.4-8.

15. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-10). Женева, ВОЗ. - 1995. - 317 с.

16. Larrabee G.J., Crook T.M. Estimated prevalence of age associated memory impartment derived from standartized test of memory function // Int. Psychogeriatr. - 1994. - V.6. - No.1. - P.95-104.

17. DiCarlo A., Baldereschi M., Amaducci L. et al. Cognitive impartment without dementia in older people: prevalence, vascular risk factors, impact on disability. The Italian Longitudinal Study on Aging // J. Am. Ger. Soc., 2000. - V.48. - P.775-782.




Ліцензія Державної інспекції з контролю якості лікарських засобів МОЗ України з оптової торгівлі лікарськими засобами АВ №528116
2024 ТОВ "Аптечний склад медичної академії"  * webmaster